«Троица Живоначальная» прп. Андрея Рублева в ансамбле фресок Свияжска

Оригинал взят у expertmus в «Троица Живоначальная» прп. Андрея Рублева в ансамбле фресок Свияжска

Изображение

Единственная сохранившаяся в Сергиевской церкви древнего Свияжска за 400 с лишним лет фреска «Троица Живоначальная» (см. фото) с предстоящими прпп. Сергием и Никоном Радонежскими – увеличенная копия всемирно известной иконы прп. Андрея Рублева († 1428). Фреска, расположенная справа от арочного входа в храм, образованного белокаменными полуколоннами с перехватывающими их узорными дыньками, датируется, очевидно, 1604 г., как и закладная доска, вделанная в стену рядом (см. фото).

См. также по данной теме –

«На Казанскую: Иван Грозный о «Троице» Андрея Рублева»: http://expertmus.livejournal.com/62054.html

«Вся правда о «Троице» Андрея Рублева»: http://expertmus.livejournal.com/28331.html

«Паки и паки о чудотворности «Троицы» прп. Андрея Рублева»: http://expertmus.livejournal.com/28442.html

Изображение

Для справки: Свияжск, площадь которого составляет около 62 га, расположен в 40 км от Казани. На территории острова сохранилось несколько древних церковных строений, в частности Троицкая церковь, единственный в Поволжье памятник русского деревянного зодчества XVI в.

Изображение

Сергиевская церковь с трапезной и колокольней мужского Троице-Сергиева монастыря, основанного в 1551 г., была возведена одновременно с собором Рождества Богородицы и освящена 17 июня 1551 г. соборным протопопом Афанасием Антоновым. Место для церкви было выбрано в центре монастырской территории, между стоявшей у ворот Троицкой церковью и крепостной стеной. Как бы то ни было, в Свияжске появилось 2-х ярусное здание в стиле Грановитой палаты из одинаковых тёсанных белокаменных блоков, с одной большой одностолпной палатой в подклете и другой – в верхнем ярусе (см. фото). Нижний ярус служил складом для монастырского хозяйства, а еще раньше тут, по преданию, располагались кельи (судя по следам печей).

Сама церковь во имя прп. Сергия Радонежского находилась на 2-м ярусе. Внутри храм тесен вследствие необыкновенной толщины стен. Главной святыней храма являлась чудотворная икона прп. Сергия Радонежского. Это точная копия иконы, хранящейся и поныне в Троице-Сергиевой лавре: http://expertmus.livejournal.com/54901.html Она специально была привезена по указу св. блгв. Царя Ивана Грозного из Троице-Сергиевой Лавры в 1551 г. для благословления Свияжска при его закладке. Ныне она хранится в Казани в церкви Ярославских чудотворцев, что на Арском кладбище (где, кстати, похоронен сын Иосифа Сталина – Василий).

Изображение

Есть версия, что строила храм артель псковских мастеров, работавших на строительстве «русской Казани», т.е. завершение строительства может датироваться никак не позже 1570 г. Дата на закладной доске «1604 год» указывает на то, что при Борисе Годунове Сергиевская церковь была «обновлена» и вновь освящена 7 октября 1604 года, о чем свидетельствует древняя надпись на стене храма: «В лета 7113 году сентября в 25 день поставлен и освящен бысть сей храм во имя преп. отца нашего игумена Сергия, Чудотворца Радонежского…» (см. фото).

После упразднения в 1764 г. мужского Троице-Сергиева монастыря в его помещения был переведен Иоанно-Предтеченский женский монастырь, основанный в конце XVI в. и сильно пострадавший от пожаров 1753 и 1759 гг. Первоначально Иоанно-Предтеченский монастырь располагался в С-З части соборной площади Свияжска.

Изображение
Самая большая церковь и уникальный памятник Свияжска – собор в честь Успения Пресвятой Богородицы Успенского монастыря, был заложен весной 1556 г., вероятно, псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя. Собор был освящен 12 сентября 1561 г. Одной из главных особенностей Успенского собора является цикл фресковой живописи XVI в. общей площадью 1080 м², который своей широтой и многообразием библейских сюжетов, совершенством исполнения неповторим среди немногочисленных аналогов православной фресковой живописи XVI в. Это один из двух храмов России, где сохранился полный цикл стенной живописи эпохи Ивана Грозного (второй – собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле). По технике исполнения и колориту красок фрески Свияжска существенно отличаются от псковской, новгородской, владимиро-суздальской, ярославской и московской школ фресковой росписи. Уникально то, что росписи западной стены не содержат традиционной композиции геенны огненной, изображая лишь райские обители.

Изображение

Изображение

В алтарной части Успенского собора Свияжска на фреске «Великий исход» сохранилось единственное прижизненное изображение 28-летнего св. блгв. Царя Ивана Грозного с боярами и воеводами, участвовавшими в Казанском походе (см. фото). Среди других известных композиций:

Изображение

«Отечество» («Новозаветная Троица») в куполе (см. фото);

«Успение Божией Матери» в алтаре;

Изображение

«Сретение Господне»;

«Распятый Христос на груди Бога Саваофа» в одном из парусов свода;

«Шествие праведных в рай»;

Изображение

алтарное изображение митрополита Московского Макария (см. фото).

Среди всех фресок особенно удивляет единственная в мире сохранившаяся фреска с изображением св. Христофора в виде воина с лошадиной головой (см. фото). Это уникальный образ, потому что в XVIII в. образы Христофора с песьей или лошадиной головой уничтожались. Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Св. Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове Великом, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.

Изображение

О свияжских фресках бывший Тобольский архиепископ Евлампий Пятницкий в 1859 г. писал в Св. Синод, что надо бы их переписать, ибо «порядок расписания не имеет богословской мысли и не каноничен». Старообрядцы же продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей Церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Как видим, свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.

Фрески реставрировались в 1890 гг. художниками Н.М. Сафоновым и Г.О. Чириковым под руководством известного профессора-искусствоведа Д.В. Айналова: http://rublev-museum.livejournal.com/325016.html

В 1964–1984 гг. собор также подвергался реставрационным работам.

В 2000 г. в Успенском соборе проводилось восстановление и укрепление фундамента и стен Успенского собора. Собор был вновь закрыт на реставрацию в 2010 г. В июле 2012 г. был объявлен конкурс по поиску исполнителя госконтракта по реставрации монументальной живописи в Успенском соборе. Тогда сообщалось, что начальная цена госконтракта составляет 40 миллионов руб. В заявке упоминалось о том, что необходимо провести реставрационные работы на фресках и иконостасе, удалить с настенной живописи плесень, минеральные соли, а также укрепить живопись.

Летом 2012 г. в Успенском соборе Свияжска начали реставрировать фрески XVIв. (см. видео: http://youtu.be/VwYwzTCuuu8). В XVIв. в качестве арматуры использовали гвозди. Их закаляли, но это помогало мало. Спустя столетия плесень и соль выталкивает их из стен сотнями. За собой  они тянут куски штукатурки с бесценными фресками. Гвозди аккуратно вытаскивают, левкас укрепляют.

Художники-реставраторы работают на высоте 20 м, под самым куполом.

Зоя Захарова, зав. кафедрой реставрации темперной живописи Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова: «это принцип реставрации принятый во всем мире – тонировки мы делаем чуть светлее, чем оригинальный рисунок. Для того, что бы любые специалисты могли увидеть состояние подлинника, его качество, подлинный цвет».

В XVIв. фрески писали минеральными пигментами, а сверху заклеивали яичными желтками. Сегодня в арсенале реставраторов только обратимые краски – гуашь и акварель, которые без труда можно смыть водой. Впрочем, даже этот щадящий метод имеет свои недостатки.

Георгий Шмелев, художник реставратор: «поскольку памятник не отапливается, есть предел, сколько можно работать. Храм начнет остывать через 2 недели, и остынет он очень быстро, и краски не будут сохнуть»…

 

© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2013-2014.

 

 

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s