«Киевская волна» почитания святого Николая

Изображение

К празднику Николы «вешнего» (летнего), установленному в честь перенесения св. мощей свт. и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087) 9/22 мая, редакция научного блога Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) предлагает вниманию всех благочестивых читателей одну из глав монографии «Можайск-священный город русских» нашего почтенного коллеги заведующего отделом древнерусской архитектуры и градостроительства ЦМиАР Геннадия Яковлевича Мокеева, действительного члена Академии архитектурного наследия.

По словам Г.Я. Мокеева, «наш Музея имени Андрея Рублева намечался как центр древнерусской культуры, который в Можайске должен был иметь свой филиал в Лужецком монастыре. По этому поводу я приехал в Лужецкий монастырь, тогда он был лишь элементом культурно-исторического наследия. Примерно в это же время стало известно, что монастырь будет передан Церкви. Л.С. Кертанова попросила меня написать книгу о Можайске. Я согласился не сразу, сказал, что надо познакомиться с историческими материалами. Я пролистал множество документов, ознакомился с десятью статьями о Можайске В.И. Горохова, который в 1957 г. опубликовал их в районной газете «По ленинскому пути».

После этого, в 1991 году, я сообщил Кертановой, что есть отличная зацепка: в одном историческом документе Можайск назван священным городом русских. Я сказал, это то, что надо. В работе мне очень помогли «Можайские акты», изданные в 1898 г. настоятелем Лужецкого монастыря архимандритом Дионисием (Виноградовым), а также книга братьев Холмогоровых «Можайская десятина», изданная в 1903 г.».

Во время его работы над этой книгой произошло удивительное событие: текст книги был написан к апрелю 1992 г., и его торопили, что книгу нужно издать к августу; Г.Я. Мокеев высказал сожаление, что тогда русский город останется в иллюстрациях без снега, будет только весенняя зелень (Пасха в тот год была в начале мая); в Можайск на одни сутки приехал фотограф Евгений Швед, оставшись ночевать, а ночью пошёл снег! Фотограф еле дождался утра, с 6 часов он бегал по городу и снимал «зимний» Можайск; в десятом часу снег растаял; позднее Мокееву сказали: «Твою просьбу, наверное, услышал Никола Можайский».

Решением Совета депутатов Можайского муниципального района от 6 сентября 2007 г. Геннадию Яковлевичу Мокееву присвоено звание Почётного гражданина города Можайска. 22 мая 2008 г., в День города – день почитания Святителя Николая, – состоялась торжественная церемония награждения, накануне 600-летия Лужецкого монастыря.

См. статью «Академику Мокееву – 80 лет!»: http://rublev-museum.livejournal.com/375030.html

Изображение

В нашем музейном блоге опубликованы следующие статьи акад. Геннадия Яковлевича Мокеева, а также подготовленные при его непосредственном участии –

Мокеев Г. Я. Русская цивилизация в памятниках архитектуры и градостроительства: http://rublev-museum.livejournal.com/271104.html

Мокеев Г.Я. Небесный град Святой Руси: http://rublev-museum.livejournal.com/248221.html

Федор – мастер Святой Троицы: http://rublev-museum.livejournal.com/11986.html

Увидеть древний Псков во время 1025-летия Крещения Руси позволит макет по проекту Г.Я. Мокеева: http://expertmus.livejournal.com/115118.html

Руза XVI века глазами архитектора Геннадия Мокеева: http://expertmus.livejournal.com/101068.html

Академик Мокеев о Кашине на конференции «Воскресенский кафедральный собор»: http://expertmus.livejournal.com/113831.html

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его: http://expertmus.livejournal.com/51147.html

КОМУ НУЖЕН АЖИОТАЖ ВОКРУГ МОГИЛЫ ПРЕП. АНДРЕЯ РУБЛЕВА: http://expertmus.livejournal.com/23166.html

Разрушение научного центра изучения древнерусской культуры: http://expertmus.livejournal.com/20957.html

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ В.В. ПУТИНУ О РАЗРУШЕНИИ ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ДРEBHEРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ: http://expertmus.livejournal.com/14569.html

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРЕЗИДЕНТУ РОССИИ В.В. ПУТИНУ (повторно!): http://expertmus.livejournal.com/14569.html

О разрушении Центра изучения древнерусской культуры и поругании православных святынь: http://rublev-museum.livejournal.com/414000.html

 Указанное исключительное положение св. Николая Чудотворца в религиозном сознании русских людей сложилось конечно не сразу. Почитание Святителя было возрастающим по времени, а по территории распространялось как бы круговыми волнами: сначала “киевской”, затем “московской”, наконец — “можайской”.

Изображение

Святитель Николай.
Фреска из церкви
Архангела Михаила
Михайловского
Златоверхого
монастыря в Киеве.
1108-1113

Первая “киевская волна” познакомила русских людей со св. Николаем наряду с другими христианскими святыми. Началась она, естественно, еще со времен проникновения христианства на территорию славянских племенных объединений Восточной Европы. Предполагают, что уже в 872 году имя “Николай” получил при крещении первый из христианских русских князей — князь Аскольд. Язычник Вещий Олег коварно заманил к себе и убил этого князя, а киевляне похоронили его за городом. На “Аскольдовой могиле” богатый христианин Ольма возвел вскоре каменный храм во имя св. Николая, — а подобные храмы изначально было принято созидать на местах гибели, могилах или на мощах христианских святых-мучеников. Кстати, судьба распорядилась так, что не только первый, но и последний русский христианский государь носил имя “Николай”, причем он также оказался коварно и зверски убитым. История Русского христианского государства, перед тем как превратиться в историю Советского государства, оказалась, таким образом, отмеченной каким-то мистическим оттенком: она началась и окончилась венценосными мучениками с именем “Николай”.

После общего крещения Руси князем Владимиром Солнце в 988 году, Николай Чудотворец стал одним из любимейших святых в Русской земле. Еженедельно, по четвергам еще греками ему была положена служба в церкви наряду с Апостолами. Особенный праздник приходился, да и сейчас приходится, на б декабря — день Николы Зимнего или Сухого (“сухим” становился санный путь по замерзшим рекам). Особенно шумно и отнюдь не “сухо” праздновали этот день купеческие общины — “братчины никольщины”.

В 1054 году произошло очередное разделение христианской церкви, в этот раз на православную и католическую. Католики, желая в частности привлечь к себе славян, тогда уже усердно почитавших св. Николая, выкрали и вывезли 9 мая 1087 года его останки из города Мир Ликийского в Малой Азии (был тогда уже захвачен турками-мусульманами) в католический город Бари, а в 1090 году учредили ежегодный праздник “Перенесения мощей”

В Киеве как раз в 1090 году случилось чудо. В Днепре утонул ребенок, но молитва к св. Николаю оживила его. Однако родители нашли младенца уже не в воде, а перед иконой св. Николая в Софийском соборе. С тех пор икона эта получила название “Николы Мокрого”. Чудо усилило в русском народе веру и благоговейное почитание к искони чтимому и любимому небесному Заступнику. В этой связи, митрополит Ефрем Переяславский ввел на Руси в 1091 году праздник “Перенесения мощей св. Николая Мирликийского” на 9 мая — день Николы Вешнего или Мокрого.

Греческая церковь не приняла праздника, как поначалу и болгарская (болгары стали праздновать Перенесение мощей ориентируясь на русских с конца XII века), а христианизированные западные славяне и часть славян южных отпали к римско-католической церкви. Таким образом, и по сложившейся ситуации, и по усердию поклонения Святителю, среди православных христиан Николай Чудотворец оказался с конца XI века как бы “русским святым”.

Храмы, монастыри в его имя появились во всех крупных городах Руси: в Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире Волынском,Галиче, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде, Ладоге, Владимире Залесском, Суздале, Ростове и других. Иногда храмы возводились отдельно Николе Сухому и Николе Мокрому (Киев, Новгород, Псков, Ярославль, позднее Москва, Кашин, Можайск…). Ставились они обыкновенно на самом видном и многолюдном месте — преимущественно в центре города на торговище или близ него. Иногда их размещали возле переправ, мостов, главных дорог. Никольские храмы становились каменными, особенно позднейшее время, как правило усилиями и на средства горожан-простолюдинов: купцов, воинов, ремесленников.

Многие малые города и городки либо со времен крещения населения, либо со времени более позднего своего возникновения обрели соборные храмы во имя св. Николая в качестве главных городских храмов. Из наиболее известных таких городков можно назвать Изборск, Остров,Владимирец, Котельно на Псковщине, Порхов, Старицу, Можайск и другие городки в иных землях. Обычно такой городок назывался символически “Домом святого Николы”.

Постепенно в XI-XIII веках храмы и монастыри возникали также по селам, просто в сельской местности, способствуя расширению культа св. Николая Чудотворца по всей Русской земле, хотя особенного выделения этих храмов в количественном отношении, из общего числа храмов различных посвящений, еще не было.

Изображение

Никола Зарайский с житием

В конце разбега “киевской волны” резко изменилась ситуация: Русь была разгромлена азиатскими ордами Батыя. Но перед самым погромом во второй четверти XIII века из Новгорода в Рязань был пронесен корсуньский чудотворный живописный образ св. Николая, который по месту расположения в Зарайске стал затем знаменит под названием “Зарайского”. Характерная особенность образа широко разведенные в стороны руки: правая благословляющая, в левой Евангелие. Тип образа св. Николая Зарайского оказался не только своеобразным предшественником типа образа св. Николы Можайского. На юге разгромленной Руси как бы наметился общенародный культовый центр особенного поклонения святому Заступнику. Русские в XIII-XIV веках “выдвинули” на границу с Диким полем икону св. Николай Зарайского в качестве своеобразного оберега Русской земли. Святой раскрыл руки пытаясь остановить смертоносные азиатские лавины. Но культовому центру так и не суждено было здесь развиться, поскольку лавины кочевников постепенно утихли, может быть именно стараниями Чудотворца.

Угроза, еще более страшная — “католическая”, возникла на западе и культовый центр начал смещаться туда. Русский народ как бы снова “выдвинул” на границу икону-оберег. Однако в разведенные руки св. Николая было вложено уже не Евангелие – им католиков не остановить, а меч! И еще — град, так как Русь издревле называлась “Страна-город” — это на Западе знали хорошо (Гардарика).

 

Изображение

Святой Николай – покровитель и защитник
Русской земли. Центры распространения
трех основных образов Святого

 

Полностью книга акад. Г.Я. Мокеева «Можайск-священный город русских» опубликована на академическом сайте экспертов Музея имени Андрея Рублева: https://www.academia.edu/7239103/_-_

© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2014

 

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s