Свеча Августовская – пожар на Ганиной яме



Молитва пред иконой Божией Матери «Августовская победа»
:

О, Пресвятая Владычице Богородице! Ты всю землю Русскую, яко Дом Свой, святыми иконами дивно украшаеши и сими образами Своими рубежи Отечества нашего чудесно ограждаеши. Посылаеши воинству Русскому от Престола Господа Славы Небесную помощь отражати врага и супостата и всех восстающих на нас полагаеши подножие ног наших. Ты некогда грозным явлением Своим от пределов Московских полчища агарянские в бегство обратившая; даровавшая Христолюбивому воинству Русскому одоление двунадесяти язык; Ты дивным явлением Своея славы в Августовском лесу сынам Отечества нашего скорую победу предвозвестившая, – тако и ныне воспламени сердца людей Твоих духом мужества и жертвенной любви к земному Отечеству, дабы стяжать нам Отечество Небесное. Помоги, Владычице Богородице, и в сей брани с врагами видимыми и невидимыми и даруй нам Свое заступление. Сохрани Дом Твой – Державу Российскую – до скончания века в мире, целостности и благоденствии. Да будет воинство Русское под сению Креста Христова несокрушимым для всех борющих нас. И да не скажут иноплеменницы, видя разор и поругание земли Российския, не имут бо люди сии Божественного заступления, зане дом сей пуст есть. Но да буди нам Возбранною Воеводою, дарующей победу над иноплеменными. Ибо никто не расхитит дом сильного, да не прежде свяжет сильного сильнейший его. Но Ты, Царица Небеси и земли, язвою бесов и Непобедимою Победой именуемая, буди Дому Своему щит и ограждение. И яви нам знамение Своея милости предстательством святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, святых страстотерпцев Бориса и Глеба, святых Царственных Мучеников Дома Романовых и всех Новомучеников и Исповедников Российских, – и яко во время оно явилась в небе знамением скорой победы воинству Православному, тако и ныне приди на помощь людям Твоим и помоги одолеть тьмочисленных врагов наших. Да будет милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Аминь.

Августовская икона Пресвятой Богородицы.
Россия.
Начало ХХ в.
107,5 х 71.
Сохранность: поновление золочения, мелкие тонировки по фону.

Оригинал взят у expertmus в Свеча Августовская – пожар на Ганиной яме

Все друзья и постоянные читатели нашего музейного блога уже знакомы с целым рядом публикаций о богородичных иконах в годы Великой Отечественной войны, будь то Казанская икона Божией Матери или удивительная Рожковская икона Пресвятой Богородицы в память о чуде в Белоруссии 28 сентября 1942 г.: http://expertmus.livejournal.com/39427.html 

Между тем, многие, даже знавшие о чудесных явлениях Божией Матери русскому воинству в небе над Сталинградом поздней осенью 1942 г., на Курской дуге летом 1943-го и в Кенигсберге в апреле 1945 г., не всегда связывали их в единое целое с явлением Пресвятой Богородицы под городом Августов в годы Первой Мировой войны.

Для справки: в годы царствования последнего Императора Николая II было явлено несколько икон Божией Матери. В 1896 г., когда Царь венчался на царство, на Валааме была прославлена икона Божией Матери Валаамская. Потом в годы русско-японской войны явилась и прославилась икона Порт-Артурская – Торжество Пресвятой Богородицы (1904). В первый месяц Первой мировой войны, или как тогда ее называли Второй Отечественной, произошло явление Матери Божией, которое было запечатлено на иконе Августовская Победа или знамение Августовской победы (1914). В мае 1916 г. по воле Государя была привезена из Москвы на фронт чудотворная икона Божией Матери Владимирская: http://expertmus.livejournal.com/55424.html 

А в 1917 г. сразу после свержения Императора в с. Коломенском была обретена новоявленная икона Божией Матери Державная. В последний год своего патриаршества приснопоминаемый Патриарх Алексий включил 17 апреля 2008 г. воинскую икону Августовскую в официальный месяцеслов РПЦ МП. Правда, в ряде церковных календарей на 2010 г. ее почему-то нет:-(

Празднование в честь Августовской иконы Божией Матери совершается 1/14 сентября, когда произошло чудесное явление Пресвятой Богородицы русским войскам в 1914 г. на Северо-Западном фронте, незадолго до победы в Августовском сражении, близ города Мариамполя Сувалкской губернии Российской Империи (Белостокское воеводство Восточной Польши). Пресвятую Богородицу с Богомладенцем в руках на небе видели воины, по крайней мере, двух различных армейских частей, находящихся в районе боевых действий. Одними из них были кирасиры Его Величества (Царскосельского) полка, расположившиеся в нескольких км к востоку от города Мариамполя, другими – донские казаки, стоявшие в лесном массиве. По свидетельству очевидцев, все солдаты и офицеры во время явления Божией Матери встали на колени и молились, наблюдая в ночном звездном небе Божию Матерь в необычном сиянии, с Богомладенцем Иисусом Христом, сидящим на Ее левой руке. Правой рукой Она указывала на запад, тем самым, предвещая победу русским войскам.

Для справки: наступление русских войск Северо-Западного фронта в Восточной Пруссии, начатое по просьбе союзной Франции, после месяца тяжелых и кровавых боев окончилось разгромом 2-й армии генерала А.В. Самсонова и отступлением с потерями 1-й армии генерала П.К. Ренненкампфа. Многие солдаты и офицеры 2-й армии погибли или попали в плен. В итоге в начале сентября 1914 г. наши войска под натиском превосходящих сил противника с боями отступали к р. Неман, где после переправы заняли позиции на его правом берегу, отражая огнем попытки германских войск навести мосты. Как вспоминал впоследствии генерал В.Е. Флуг, командующий 10-й армией: «В директиве Главнокомандующего, обрекавшей армию на пассивную оборону на фронте около 150 верст, явно сквозила навеянная предыдущими неудачами тревога за судьбу нашей третьей по счету армии, выставляемой на Восточно-Прусский фронт, которую отказом от активных действий думали уберечь от участи, постигшей две первые… Катастрофа с Самсоновым произвела, по-видимому, настолько сильное впечатление,  что армия начала избегать всяких действий, сопряженных с хотя бы маленьким риском, забыв, что без риска не бывает победы… Результатом всего этого может быть деморализация войск, признаки чего усматриваются, например, в том, что войска двигаются черепашьим шагом и после десятиверстного перехода жалуются на крайнее утомление…».
12 сентября наступлением немцев на наши позиции на реке Неман началось Августовское сражение. Уже 14 сентября 1914 г. войска 1-й русской армии перешли в контрнаступление и, перейдя Неман по быстро наведенным переправам, атаковали противника. Одновременно головным корпусам 10-й русской армии было приказано отойти на восток, за реки Бобр и Нарев, чтобы овладеть северными и западными выходами из Августовских лесов. Участники Августовской операции часто отмечали в своих мемуарах ее особенности: внезапность столкновений с противником, случайное избавление от, казалось бы, неминуемой гибели и удивительная успешность действий наших отрядов. Спустя четверть века после Августовского сражения полковник А.А. Егоров, командовавший тогда в чине поручика командой конных разведчиков 30-го Сибирского стрелкового полка вспоминал: «…17 сентября 1914 года по старому стилю, в день Веры, Надежды и Любви, мне… пришлось стать причиной жестокого, возможно за всю войну единственного, расстрела немецкой колонны нашей артиллерией, перешедшего затем в трехдневный бой полка с превосходящими силами противника… Наш полк, не допустивший занятия Августова, почти лишенного защиты и наполненного лишь обозами и тыловыми учреждениями, предотвратил величайший удар врага, который мог изменить весь ход операции на этом участке фронта» (Полковник Егоров А.А. Расстрел немецкой колонны. О трехдневном бое 30-го Сибирского стрелкового полка 17, 18, 19 сентября 1914 года // Луч Азии. Харбин, 1939. № 61-9. С. 9-11). Воистину силен Бог земли Русской!
25 сентября 1914 года, в день, когда верующие чтут память Преподобного Сергия, игумена Радонежского, в вечернем выпуске газеты «Биржевые Ведомости» была опубликована заметка под названием «Чудо». Это была первая печатная публикация о явлении Божией Матери русским воинам на Северо-Западном фронте: «Исключительное по интересу письмо получено от генерала Ш., командующего отдельной частью на прусском театре военных действий. Написано оно 18 сентября, почти накануне битвы под Августовым. Приводим из него выдержку буквально. “… После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только что расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. пошел и вдруг видит на небе Божью Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой указывает на Запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и скрылось…” После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой» (Чудо // Биржевые ведомости. Вечерний выпуск. 1914. 25-го сентября (8-го октября). № 14395. С. 2). Аналогичное сообщение было и в № 2519 газеты «Колокол».
Еще одно свидетельство принадлежит священнику прот. Иоанну Стратоновичу, который с февраля 1913 г. служил полковым священником церкви святителя Николая Лейб-Гвардии Кирасирского Ея Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полка. В его опубликованном в 1914 г. письме сообщалось о чудесном явлении Божией Матери нижним воинским чинам обоза бригады лейб-гвардии кирасир Его и Ея Императорских Величеств: «1-го сентября с.г. в 11 часов ночи обоз 2-го разряда Бригады Лейб-Гвардии кирасир Его и Ея Императорских Величеств, находившийся близ г. Мариамполь, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулеметами и пушками находится вблизи на шоссе. Не надеясь отразить врага своими силами, многие из воинов обратились с молением о помощи к Державной Заступнице, крепкой в бранях Помощнице. И что же? Матерь Божия услышала молитву их. Воины увидели на небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звезд, и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, причем Божия Матерь рукою указывала на Запад. Кирасиры пригласили из квартиры офицера, господина поручика Зернец. С живым благоговением все воины взирали на чудное явление, продолжавшееся около получаса, и призывали на помощь Матерь Божию. Когда видение исчезло, на месте явления возсияла та же яркая звезда. После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось и обоз благополучно совершал дальнейшее следование» (Вестник военного и морского духовенства. Вып. № 21 от 1 ноября 1914 г.).

Весть о чудесном явлении Пресвятой Богородицы быстро разнеслась по войскам и укрепила их боевой дух. Поэтому, по истечению некоторого времени, явление Божией Матери стало ассоциироваться с победой наших войск под городом Августов, а чудо явления получило название «Знамение Августовской победы» или «Августово явление». О чудесном явлении Царицы Небесной русским воинам было доложено Императору Николаю II. По царскому указу были отпечатаны большим тиражом воинские листовки с изображением явления Божией Матери и кратким поясняющим текстом об этом событии. Митрополит Московский Макарий (Невский), благословил для сохранения памяти об этом чудесном явлении и поднятия патриотического духа в войсках уже в 1915 г. писать иконы Божией Матери, именуемой «Августовская». На одной из первых икон, сохранившейся до наших дней, есть надпись внизу с датой ее написании 12 ноября 1915 г.: ««Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов Василия, Семеона, Иоанна, Евсевия, Стефана, Иоанна, Василия, Александра, Иоанна, Алексия, Иоанна, Василия, Иоанна, Сергия, Андрея, Александра, Феодора, Стефана, Сергия, Феодора, Иоанна, Тихона, Николая, Петра, Тихона, Петра, Иоанна, Власия, Алексия, Александра, Иоанна, Трофима, Макария, Иоанна, Василия, Исаака, Петра, Кириака, Иоанна, Александра, Иоанна, Максима, Петра, Феодора, Тихона, Трофима, Александра, Павла, Василия, Николая, Даниила, Павла» (всего названо 52 имени). Размер этой иконы 107 х 70 см (см. выше).


 
С сентября 1914 года по ноябрь 1916 года Святейший Синод специально рассматривал вопрос о чуде под гор. Августовом. В результате 31 марта 1916 г. после тщательного изучения сведений, представленных военными священниками с Северо-Западного фронта (см. илл.), Святейший Правительствующий Синод признал (в отличие от Порт-Артурской иконы) необходимость запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в память последующих поколений русского народа и определил: «благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…».  

Для справки: «№ 2536 1916 года Марта “31” дня. По Указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, Святейший Правительствующий Синод … П Р И К А 3 А Л И: Ввиду появившихся в сентябре 1914 года в некоторых повременных изданиях известий о дивном явлении Божией Матери русским воинам во время первого их отступления из Восточной Пруссии, Протопресвитером военного и морского духовенства было поручено главному священнику армий Северо-Западного фронта протоиерею Богородицкому проверить, насколько означенные известия отвечают действительности. 

Произведенным, вследствие этого, названным протоиереем, а также благочинным 1-й гвардейской кавалерийской дивизии протоиереем Щербаковским опросом лиц, бывших очевидцами означенного явления Божией Матери, установлено следующее: 31 августа 1914 года, во время указанного отступления русских войск из Восточной Пруссии, в числе других воинских частей отступали, между прочим, два гвардейских кавалерийских Кирасирских полка. Ввиду спешности самого отступления, случилось, что принадлежавшие этим двум полкам обозы второго разряда оказались позади главных своих сил и ближе к неприятелю, чем эти последние. В верстах приблизительно 7-ми к востоку от города Мариамполя бывшие в помянутых обозах воинские чины остановились на ночлег в имении одного немца, о котором передавали, что он – германский шпион. Под впечатлением только что пережитого отступления, среди воинских чинов ходили всевозможные слухи и, между прочим, разнеслась тревожная весть, что обозы окружены противником, и что вблизи находятся германские разъезды, а на шоссе по направлению к самим обозам движутся блиндированные автомобили с пулеметами. На воинов напал страх: одни из них плакали, а другие готовы были бежать, лишь бы избавиться от ужасов быть убитыми или захваченными в плен неприятелем. И вот среди этого-то общего смятения и ужаса некоторые из воинских чинов увидели на ясном звездном небе изображение Божией Матери. 

Сначала на небе показалась яркая звезда, около которой вскоре образовался звездный круг, яркая же звезда постепенно стала меркнуть, и на месте ее ясно обрисовалось поясное изображение Божией Матери. Божия Матерь имела на левой руке Богомладенца Иисуса Христа, правая же рука Ея была простерта по направлению к городу Мариамполю, причем казалось, что этой рукой Божия Матерь благословляла воинских чинов. Все видение продолжалось около 10 минут, затем стало бледнеть и на месте его обозначилось изображение креста, которое также вскоре исчезло, и вновь появилась на этом месте прежняя яркая звезда. По словам одного из офицеров, бывшего свидетелем сего дивного события, солдаты обнажили головы и, взирая на небо, благоговейно осеняли себя крестным знамением, а некоторые из них становились на колени и в умилении плакали… На следующий день они действительно встретили главные свои части и, таким образом, вышли из опасного положения. 

Представляя данные произведенного по сему делу расследования Святейшему Синоду, Протопресвитер военного и морского духовенства доносит, что, по его мнению, означенное событие имеет безусловную достоверность, и в нем наши воины видят знамение милости Божией. Обсудив изложенное и убеждаясь из представленных Протопресвитером военного и морского духовенства сведений в достоверности события явления Божией Матери некоторым из воинских чинов помянутых частей русской армии, Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех, обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам вблизи города Мариамполя, причем, в целях установления единообразия в иконографии сего события, одобрить в качестве образца для писания таковых икон, прилагаемое при сем изображение помянутого события, принадлежащее вдове присяжного поверенного Ольге Ильиной. Что же касается просьбы названной Ильиной о предоставлении ей права на издание означенного изображения, то уведомить, что со стороны Святейшего Синода не встречается к сему препятствий, предупредив, однако, Ильину, что, так как это изображение получает ныне значение одобренного Святейшим Синодом образца для писания икон, воспроизводящих помянутое дивное событие, то право это не может быть исключительным; о чем для объявления во всеобщее известие напечатать в “Церковных Ведомостях”, редакции коих сообщить по принятому порядку» (РГИА. Ф. 796. Оп. 199-VI. Д. 277а. Л. 95, 95-об, 96, 96-об, 97).

… И вот попущением Божиим именно в день празднования в честь Августовской иконы Божией Матери 14 сентября 2010 г. в 07.20 местного времени (05.19 мск) возник пожар в главном храме монастыря во имя Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом (см. видео: http://www.youtube.com/user/expertmus?feature=mhum#p/a/u/0/pB1H91Mn4KM). 

См. продолжение здесь: http://community.livejournal.com/rublev_museum/18270.html


© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

One comment on “Свеча Августовская – пожар на Ганиной яме

  1. Между тем, многие, даже знавшие о чудесных явлениях Божией Матери русскому воинству в небе над Сталинградом поздней осенью 1942 г., на Курской дуге летом 1943-го и в Кенигсберге в апреле 1945 г. – насколько эта информация правдива? есть документальные свидетельства, фото?

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s